Когда речь заходит о «тенденциях в сфере дизайна», мы часто задумываемся о том, что в наше неопределенное время одной из немногих определенностей является воскрешение прошлого. Уже в течение многих лет на каждой международной выставке Salone del Mobile.Milano дизайнеры представляют новые версии исторических шедевров. Очевидно, что для покупателя это не просто ностальгия и тоска по ушедшему, а своего рода инвестиционный интерес: предмет из прошлого, в полной мере сохранивший свою знаковую и коммуникативную силу, воспринимается как «постоянный» и потому не подверженный влиянию преходящих модных тенденций. Естественно, не все подобные переиздания одинаковы как с точки зрения правильности филологического исследования, так и с точки зрения законности в отношении прав наследников. Из всего многообразия вариантов, представленных на выставке Salone del Mobile в 2019 году, мы выбрали десять проектов, которые заключают в себе целый ряд общих вопросов для обсуждения: географическое происхождение наиболее интересных творений (не только Италия и Дания, но и Бразилия и США), их хронологическая датировка (существует очевидная временная близость к нашему времени, что позволяет переосмыслить предметы даже из недавнего, а не только из отдаленного прошлого) и принадлежность к наиболее популярным типам.
Мартин Эйслер, кресло для отдыха Costela, 1952 г., перевыпущено Tacchini
Компания Tacchini представила на Salone del Mobile целый ряд современных (Занини де Занини, Джорджио Бонагуро) и классических (Мартин Эйслер) проектов, что подчеркивает растущий интерес Италии к бразильскому дизайну. Во время презентаций был сделан акцент на шедевре Мартина Эйслера – кресле для отдыха Costela – как знаковом примере явно выраженного антидекоративного подхода к дизайну (обратите внимание на ребристую поверхность подушек), довольно характерного для Бразилии.
Кресло для отдыха с матовой черной рамой и изогнутыми многоярусными ламелями, отдельным сиденьем и подушками для спины. Габариты: Ш 74 x Г 80 x В 83 см. В комплект входит пуф: Ш 74 x Г 56 x В 39 см.
Марио Беллини, напольная (и настольная) лампа Chiara, 1969 г., Flos
Это переиздание можно в полной мере считать производственной контрмерой: не только потому, что за процессом следил сам Беллини (в частности, он тщательно контролировал изготовление настольного светильника, выдержавшего несколько перевыпусков), но и по той причине, что лампа Chiara изначально была разработана для Flos. Это, несомненно, одно из самых знаковых творений великого миланского дизайнера. Светильник Chiara представляет собой успешную транспозицию двухмерной поверхности в трехмерном объеме. Это метафора пустого пространства, в центре которого на самом деле расположено светящееся ядро.
Тонколистовая нержавеющая сталь. Цветовая гамма: глянцевая, матовая бронза или глянцевый черный. Светодиодная лампа.
Джанфранко Фраттини, книжный шкаф Turner, 1963 г., перевыпущен Poltrona Frau
В результате десятилетнего партнерства между Джанфранко Фраттини и брендом Bernini, начавшегося в 1957 году, была создана серия шедевров, в которых оригинальная типология сочеталась с вниманием к деталям. Модель 823, увидевшая свет в 1963 году и перевыпущенная Poltrona Frau под названием Turner, являлась частью коллекции центральной модульной поворотной мебели, состоявшей из книжных шкафов, решений для хранения и барной мебели. «Скелет» модели Turner, предвестника дизайна офисов открытого типа, можно модифицировать благодаря съемным вертикальным разделителям, что позволяет владельцу адаптировать книжный шкаф под собственные нужды.
Центральный вращающийся книжный шкаф (65 х 65 х В 123 см) состоит из несущей металлической конструкции, закрытой панелями из березовой фанеры. На поверхности центральной колонны установлены горизонтальные полки из шпона ореха. Этих полки имеют пазы, в которые можно вставить 21 вертикальный разделитель. Верхняя часть увенчана обтянутым кожей поворотным диском.
Игнацио Гарделла, трехплафонный напольный светильник Arenzano, 1963 г., перевыпущен Tato
Светильник Arenzano – это переработанная модель с тремя светодиодными лампами и, возможно, самый известный результат уникального сотрудничества между Игнацио Гарделла и Azucena. И хотя знаменитая миланская фирма недавно прекратила свое существование, некоторые из ее лучших проектов были воссозданы B&B Italia (Качча Доминиони) и Tato (Гарделла и Коррадо Корради дель’Аква). Элегантный классический Arenzano – это не просто светильник, а настоящий интерьерный символ золотого века итальянского дизайна.
Настольная (58 x 53 x В 102 см) или напольная лампа (58 x 53 x В 155 см) с опорой из латуни, мраморным основанием и тремя плафонами из перламутрового стекла.
Андре Рикар, лампа Tatu, 1972 г., Santa&Cole
В конце 60-х годов одновременно появились две лампы, напоминавшие своим внешним видом водопроводные трубы или перископы: Model602 (Чини Боэри для Arteluce) и метко названная Periscope (Данило и Коррадо Арольди для Stilnovo). Вскоре после этого в 1972 году испанский дизайнер Андре Рикард продемонстрировал довольно схожую по форме лампу, силуэт которой напоминал броненосца (по-испански tatu). Изготовленный компанией Metalarte светильник Tatu состоит из трех модулей и является абсолютно гибким.
Прикроватный или настенный светильник (со специальными креплениями), собранный из пластиковых модулей. Встроенный в основание регулятор яркости, светодиодное освещение. Габариты: Д макс. 20,5 x В 25 см, ∅ основания 8 см.
Борге Могенсен, кресло для отдыха Contour, 1949 г., Carl Hansen&Son
Трудно представить, что это необычное кресло было создано ровно 70 лет назад! Органическая форма прессованной спинки из шпона и массивное основание превращают Contour в удивительный предмет домашнего интерьера, чрезвычайно удобный и яркий. Несмотря на гораздо меньшую известность по сравнению с Хансом Й. Вегнером или Полом Кьергольмом, Борге Могенсен завоевал славу в мире большого дизайна благодаря своему уникальному таланту к обработке дерева.
Кресло для отдыха из массива дерева оснащено многоярусным сиденьем, обитым пропитанной маслом кожей. Габариты: Д 53,5 x Г 63,5 x В 73 см.
Йенс Рисом, журнальный столик Magazin, 1949 г., Fredericia 1911
Датский дизайн стал популярным в США во многом благодаря Йенсу Рисому (прибыв в страну в 1939 году, к 1942 году он стал сотрудничать с Хансом Кноллем). Этот простой журнальный столик-стеллаж впервые был представлен в личном каталоге дизайнера Jens Risom Design в 1949 году. Воплощение концепции простой функциональности с тщательно продуманными вырезами, соединениями и накладками не могло не покорить американскую публику.
Модель 6500, также известная как Magazin, доступна в версиях из натурального или черного лакированного дуба. Габариты: В 40,5 x Г 47 x В 57,5 см.
Пол Маккобб, стеллаж Planner, 1950 г., перевыпущен Fritz Hansen
Невероятная простота этой стеллажа, входящего в обширную коллекцию изделий, наталкивает нас на размышления о том, насколько изменился современный дизайн: вероятно, ни одна современная компания не взялась бы за его производство. С другой стороны, стеллаж Planner даже спустя 69 лет сохранил свою актуальность. Пол Маккобб, американский дизайнер-самоучка, особенно известен своим вниманием к пропорциям и деталям – что совершенно очевидно!
Сталь с порошковым покрытием и черной матовой отделкой, полки из натурального дуба. Модель доступна в трех различных вариантах высоты: 84,4-123,2-165 x Д 120,5 x Г 37.
Сальвадор Дали, шезлонг Portlligat, 1962 г., BD
Этот шезлонг, предназначенный для отдыха в собственном саду в Порт-Льигате, с одной стороны, воплощает в себе революционную креативность великого испанца, а с другой - говорит о его крепкой связи с дизайнером Жаном-Мишелем Франком во время его жизни в Париже. В 90-е годы Оскар Тускетс решил вернуть из небытия некоторые творения Дали: эта мебель прекрасно балансирует на грани между сюрреализмом (обратите внимание на очевидную антропоморфную отсылку) и фактическим удобством, внося при этом оживление в современную стандартизированную панораму. Учитывая особый интерес к дизайну пространств под открытым небом, этот переосмысленный несколько лет назад шезлонг сегодня приобретает новое значение.
Шезлонг из массива хлорофоры с полиамидными колесиками. Подушки (дополнительно). Габариты: Д 69 x Г 180 x В макс. 92 см (В сиденья 40 см).
Джино Сарфатти, бра Model 237, люстра Model 2109, 1959 г., перевыпущены Astep
Коллекция Flos with Sarfatti от Astep, собранная усилиями Пьеро Гандини и Алессандро Сарфатти, открывает перед молодым поколением дверь в творческий мир гениального Джино Сарфатти (1912-1985), одного из величайших дизайнеров светильников в мире. Неудивительно, что в год 50-летия с момента высадки человека на Луну было принято решение переиздать коллекцию «Сферы». Совершенные плафоны из опалового стекла, которые мастер использовал по одному или комбинировал в группы, насчитывавшие до 24 сфер, говорят о том, насколько Сарфатти был очарован небесными светилами.
Матовые выдувные сферы из стекла скреплены металлическими черными или золотистыми кольцами. Модели доступны с плафонами двух различных диаметров, 14 или 20 см. Коллекцию открывает модель 237/1 (настенный светильник с одним плафоном) и завершает 2109/24 (люстра диаметром 134 см с 24 плафонами).