«Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» – это крупный выставочный проект, объединяющий хорошо известные и новые работы более 50 художников из России и других стран мира, который занимает все пространство московского музея современного искусства «Гараж». Он посвящен ближайшему будущему, когда проблема сохранения окружающей среды станет одним из ключевых вопросов политики.
По мнению научных фантастов и публицистов, в 2030 году на нашей планете закончится нефть. При этом, как в 1960-х годах предсказывал Артур Кларк, к 2100 году человек сможет заселить другие планеты и даже совершенно новые солнечные системы. 2030 год все ближе... Можем ли мы доверять этим прогнозам? Или нам, наконец, нужно смириться с реальностью и понять, что у нас нет никакой «запасной» планеты?
Выставка «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100», которая в настоящее время проходит в музее современного искусства «Гараж», перекликается с XXII международной выставкой миланской триеннале «Сломанная природа: дизайн для выживания человечества». Эта выставка далека от активных действий и решений в области изменений климата. Посетители не найдут здесь ни готовых ответов, ни проповедей, ни поучений, ни нотаций. Вместо этого московский «Гараж» собрал убедительную, в чем-то провокационную, коллекцию из более чем 50 работ отечественных и зарубежных художников, в которых они делятся своим видением будущего. Задача проекта – инициировать диалог, заставить задуматься и дать дополнительную пищу для размышлений. Несмотря на шокирующий характер некоторых работ, авторы вовсе не собираются оплакивать мир. Эта тщательно продуманная прогрессивная выставка позволяет познакомиться с творчеством лучших современных художников.
Концепция «Грядущего мира» выстроена вокруг двух основных понятий: энвайронментализма и экологии. Первое придает особую актуальность проблеме наших взаимоотношений с природой и выносит на повестку дня вопросы, до сих пор считавшиеся второстепенными (изменение климата, вымирание видов, загрязнение, возобновляемые источники энергии и перенаселенность), а также заставляет нас пересмотреть наши взгляды на образование, потребление, производство и способы проведения досуга. Второе понятие – экология – понимается как активная деятельность, непреодолимый процесс, в котором природа, человек и другие существа действуют сообща, мир является воплощением экологии, а экология творит саму себя.
На выставке представлен ряд легендарных работ, знаменующих собой поворотные моменты в истории взаимоотношений человека с природой: от гобеленов 16-го века, на которых природа была впервые изображена как явление, неподвластное контролю человека, и которые стали предшественниками пейзажа как жанра в голландской живописи 17-го века, до движения «органической культуры» в рамках русского авангарда и изобретения лэнд-арта в 1969 году, сделавшего природу художественной средой. В течение следующей половины века искусство прошло через различные стадии в своих отношениях с экологией: от объективизации до системного взгляда («Циркуляция» Ханса Хааке), от иронии («Минута недышания в защиту окружающей среды» группы «Гнездо») до практичных решений для повседневной жизни (разработки датского коллектива Wooloo).
Наряду со свидетельствами недавних антропогенных катастроф («Черный прилив» Аллана Секулы) и преступных попыток замолчать их («Замедленный распад» Сюзан Шуппли) на выставке представлены работы, созданные в соавторстве с животными. Они служат примерами новых отношений и парадигм между человеком, природой и другими живыми существами (Томас Сарацено, Хейден Фаулер). Кроме того, посетители смогут познакомиться с различными сценариями будущего согласно различным научным прогнозам и теориям.
«Грядущий мир» привлекает внимание общества к экологическим дисбалансам, вызванным деятельностью человека. Многие из нас предпочитают закрывать на них глаза из-за их непостижимо огромного масштаба и отсутствия ощущения собственной сопричастности. Предлагая зрителю лицом к лицу встретиться с этими несоответствиями, выставка препарирует наши представления об этой болезненной теме, исследует симптомы, возникающие на различных стадиях тревоги или отрицания, и предлагает способы лечения и преодоления последствий нашей коллективной экологической травмы. И хотя экологические проблемы обычно обсуждаются с точки зрения реальной жизни и политических действий, искусство может являться уникальным средством в развитии экологического дискурса. Это уникальный «проводник». Полигон, где обсуждаются, проверяются и обретают реальные черты альтернативные минимодели реальности. Таким образом, искусство может внести существенный вклад в решение насущных экологических вопросов. Если говорить кратко, то искусство – это олицетворение экологичного образа мышления.
«Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100»
До 1 декабря
Музей «Гараж»
Россия, 119049, Москва,
ул. Крымский Вал, 9/32