Вторая часть нашего путешествия по миру новых направлений в области мебельного дизайна, представленных на Salone del Mobile.Milano 2019.
Комплексный дизайн интерьера
Финансовые причины (широкое распространение индивидуального дизайна в высоком сегменте рынка) наряду с психологическими мотивами (стремление создать полностью продуманные и уютные комнаты-гнезда, защищающие человека от внешнего мира) способствуют переходу от дизайна отдельных предметов к дизайну целых пространств.
В наши дни лишь немногие дизайнеры способны увязать разнородные элементы в одном интерьере. Декоративные схемы теперь представляют собой неразрывное целое: покрытие пола рифмуется с отделкой стен, обивочным материалом и оттенком краски, при этом особую атмосферу задает сложное освещение. Выбранная цветовая гамма напрямую связана с текстильной обивкой (наблюдается значительный рост количества исследований в секторе тканей). Предметы больше не придают характер законченным пространствам. Теперь их главная задача в тандеме с дизайном – служить отражением вкуса и культуры хозяина.
Большая гибкость дизайна и единый подход выделяют различные пространства, несмотря на использование схожей отделки для гостиной и кухни, спальни и домашней СПА-зоны (в отношении последней совсем не применимы слова «ванная» или «санузел»). Как мы уже отметили, дизайн внешних пространств зданий (жилых домов, гостиниц или офисов) теперь играет такую же важную роль, как и дизайн внутренних помещений. Нас внезапно поставили перед фактом того, что укоренившаяся иерархия ценностей людей (и их приоритетов в области покупок) претерпела значительные изменения.
Также появились проекты, объединяющие различные пространства в доме. Первое, что бросается в глаза, – это стирание границ между коллективными и домашними зонами. Офисные и жилые помещения постепенно становятся единым целым. Например, в последнее время звукоизоляционные материалы (несомненно полезное решение для офисов открытого типа) завоевывают популярность в сфере строительства жилых домов вокруг общего коммунального блока.
Такую же пограничную позицию занимают и продукты, стирающие зыбкую границу между предметами мебели и произведениями искусства. Эта тенденция является целенаправленным ответом производителей на стремительный рост популярности «галерейного искусства» (также известного, что неудивительно, как «арт-дизайн»).
Не только мебель, но и поверхности
Революция 2019 года, если можно так выразиться, затронула пространственную идентичность поверхностей, а не предметов. Внимание публики завоевало направление, которое вполне можно назвать «эстетикой поверхностей». При таком двунаправленном подходе к дизайну более традиционные и плотные материалы (белый каррарский мрамор, дуб радиальной распиловки и нейтральный лак) были окончательно вытеснены поверхностями с прожилками, бороздками, следами окисления, вставками, мозаикой и брекчией – разнообразие отделок поражает воображение. Это тенденция появилась несколько лет назад, но лишь недавно завоевала широкую популярность.
Необходимо подчеркнуть, что этот подход оказал чрезвычайно положительное влияние на возрождение почти забытых ремесленных и производственных методик, восстановление старинных каменоломен, использование забытых пород дерева и переосмысление традиционных материалов. С помощью фирм, проводящих глубокие архивные исследования, компании, занимающиеся ткачеством, накапливают огромный багаж уникальных навыков, что позволяет им производить продукцию такого качества, о котором до недавнего времени нельзя было и мечтать. На протяжении некоторого времени почетная роль была отведена бархату в роскошной осенней гамме, состоящей из всех оттенков красного (от пудрово-розового до терракотового и густо-бордового), желтого (марсала, медовый), коричневого и зеленого (хаки, болотный и шалфейный).
Начало конца для архитектурных дизайнеров?
Акцент на материалах в дизайне означает, что после окончания исследований в научно-технических центрах демонстрация результатов, очевидно требующая чрезвычайно тщательного подхода, поручается не дизайнерам, а стилистам. Поскольку такое положение дел наблюдается уже в течение некоторого времени, мы должны попытаться его кодифицировать. Будущее покажет, каким окажется реальный результат и насколько хорошо он выдержит испытание временем. Еще одно последствие этого изменения – явная переоценка так называемых звезд дизайна: все большее значение приобретают бренд и деловые навыки, вне зависимости от фирменного стиля и саморекламы.
Совершенство в несовершенстве
Подводя итог, стоит отметить, что дизайнерские продукты, представленные в 2019 году, отражают две противоположные тенденции. С одной стороны, среди работ главенствует идея комфорта и роскоши, зачастую повторяющая стиль 50-х и мастерски воплощенная в сложном декоре. Такие проекты отличает акцент не на отдельных предметах, а на общей атмосфере, что является продолжением великой итальянской традиции интерьерного дизайна. С другой стороны, определенную ценность приобретают несовершенство и ремесленные технологии (выражение «ручная работа», несомненно, стало одним из самых популярных). Единственное, что объединяет обе тенденции, – это использование золотой гаммы во всех ее проявлениях: от старинной латуни до ярко выраженного блеска, от нанесенного вручную сусального золота до покраски кузова. Так что теперь мы со спокойной душой можем использовать этот материал.