В 2003 году Анна Сителли и Рауль Бретцель потрясли как посетителей SaloneSatellite, так и более широкую публику Salone del Mobile, представив инновационный проект гроба. С тех пор прототип был продемонстрирован на множестве различных выставок и даже претерпел некоторые изменения. Так как проект является одновременно экологичным и символичным (гроб-яйцо или урну из биоразлагаемого материала помещают в землю и сверху сажают дерево, символизирующее покойного), Паола Антонелли и ее команда включили его в состав экспозиции выставки «Сломанная природа», организованной для XXII миланской триеннале.
Capsula Mundi – новаторский проект, который затрагивает деликатную тему: уход из жизни. Так как же он появился?
Вопрос смерти касается всех людей. Он вызывает мощные культурные и эмоциональные последствия. Но эта тема в нашей или, скорее, западной культуре в целом считается неудобной. Вот почему она был полностью исключена из сферы дизайна на протяжении десятилетий. Размышляя о новом дизайне гроба, мы задались вопросом о том, как можно смягчить это табу, придать его огласке и критически пересмотреть некоторые аспекты нашего общества. Для нас было и остается важным донести тот факт, что человек – часть природы. Мы привыкли считать себя выше ее, забывать о своем происхождении, а ведь это одна из причин того поведения, которым мы наносим вред нашей планете.
Сохранение родового символа еще более важно с точки зрения разрушения табу и придания новых смыслов.
Если лишить смерть ее культурного подтекста, то она на самом деле является общим событием для всех живых существ. Она естественна и является частью жизни в самом широком смысле: растения, животные, микроорганизмы – у всех них есть свой жизненный цикл. Люди отличаются от других форм жизни тем, что могут наблюдать весь этот цикл. В процессе эволюции другие культуры, более близкие к природе, ритуализировали этот момент, сделав его неизбежной частью более широкого течения жизни. Чтобы сохранить этот древний образ и связать его с современными требованиями, мы решили использовать символы (яйцо, положение зародыша и дерево – символы возрождения и связи между небом и землей) и биоразлагаемые материалы. Так у нас появилась идея: яйцо из биопластика, поза зародыша и дерево.
Какие реакции и отзывы вы получили за последние несколько лет?
Когда мы впервые решили представить Capsula Mundi на выставке мебели SaloneSatellite, мы беспокоились о том, какой будет реакция общественности: мы собирались продемонстрировать проект, который тематически выбивался из формата мероприятия. Многие люди подходили к нашему стенду, заинтересованные нашим проектом: странное коричневое яйцо висит под зеленым деревом в совершенно белой комнате – и с улыбкой спрашивали нас, что это. Мы отвечали, что это гроб. Думаю, понятно, как мгновенно менялось выражение их лиц! Но после того, как мы объясняли им общую концепцию, они снова начинали лучезарно улыбаться.
И Capsula Mundi продолжает путешествовать…
Как мы вскоре поняли, табу на тему смерти – это огромный груз на плечах людей. Как только вы придумываете способ придать ей позитивный оттенок, груз внезапно исчезает, оставляя удивительное чувство свободы. Capsula Mundi несет в себе символику возрождения. Дерево, безусловно, менее долговечно, чем мраморное надгробие. Но при этом оно сразу кажется людям приемлемым, поскольку объединяет идею фиксированного места (дерево нельзя переместить) и нашу потребность в мемориале. Кроме того, это живое существо может подарить утешение и впитать в себя наши самые сокровенные чувства.
Как вы думаете, теперь, когда проект вновь оказался на XXII Международной выставке, получит ли он конкретное воплощение?
Первые шаги к этому мы предприняли несколько лет назад, когда при поддержке наших сторонников начали производить и продавать биоразлагаемую урну Capsula Mundi, над которой сажается дерево. Мы продолжаем разрабатывать версию для тела. Надеемся, публичная огласка, которую обеспечила нам триеннале, сократит наш путь. Успех этого проекта также зависит от культурной открытости, которую распространяют и внедряют такие выставки, как «Сломанная природа».
На примере Capsula Mundi вы показали нам, что дизайн также может оказывать влияние на глубоко укоренившиеся культурные установки общества. Над какими проектами вы работаете в данный момент?
Многие наши проекты находятся на стадии разработки. Мы с удовольствием расскажем о них, когда они будут реализованы. Единственное, что мы можем сказать, это то, что они также затрагивают табуированные темы и направлены на то, чтобы развеять предубеждения о социальной среде. Проект Capsula Mundi требует много времени и сил, и мы вкладываем в него много ресурсов. Мы почти маниакально преданы его продвижению – во время наших путешествий мы сталкиваемся с чрезвычайно актуальными проблемами современности. Дизайн и проектирование должны учитывать вопросы глобального промышленного производства, подразумевающие значительные изменения: воздействие на окружающую среду, распределение труда и справедливого вознаграждения, исследования в области экологичных материалов и утилизация отходов – вот лишь некоторые из проблем, которые необходимо решить в будущем.